Технологии
January 17, 2020

Происхождение термина "SPAM"

Началось всё в далёком 1936 году в Соединённых Штатах, когда продовольственная компания Hormel Foods Corporation зарегистрировала новый товарный знак — SPAM. Это слово стало сокращённой формой (акронимом) словосочетания «Spiced ham», что в переводе с английского означало «ветчина со специями» или «острая ветчина».

Правда, ветчиной там и близко не пахло. На практике речь шла о продукте сомнительного происхождения, которому производители дали воистину уникальное название — острый колбасный фарш из свинины.

Это добро до Второй мировой войны в умеренных дозах потребляли рядовые американцы. А когда война началась, Hormel Foods заключил выгодный контракт с армией США на поставку пресловутых консервов ей и её союзникам.

Вскоре Вторая мировая закончилась, чего не скажешь о консервном «спаме». За годы войны компания-производитель аккумулировала огромные запасы колбасного фарша, который так и не был востребован со стороны военных. С этим нужно было что-то делать, так как срок годности продовольственного «спама» подходил к концу. А по некоторым оценкам, уже давно истёк.

Выходом из ситуации стала невиданная по своим масштабам рекламная кампания на территории США. Консервы SPAM постоянно рекламировались по радио и на страницах газет. О них можно было узнать с витрин магазинов и на бортах кораблей, трамваев и автобусов. Об аппетитных кусочках «ветчины» настойчиво информировали даже фасады жилых домов. Словом, «спам» был везде!

Плоды рекламной кампании оказались довольно неожиданными. Более зажиточные американцы встретили её с неприязнью, в то время как обедневшие жители разорённой Европы проглотили наживку. Так, в рационе европейцев (в первую очередь, британцев) на долгие годы после войны обосновался американский консервный «деликатес».

Его доминирование на столах англичан по прошествии многих лет изрядно поднадоело, что в 1969 году вылилось в создание знаменитой комик-группой «Монти Пайтон» нарицательного ТВ-скетча про вездесущий консервный «спам»:

Летающий цирк Монти Пайтона

Суть видеоролика сводилась к тому, что в одном из английских кафе все блюда из меню содержали в себе энную дозу SPAM. Когда главный герой скетча просит подать ему блюдо без «спама», ему предлагают еду, в которой его немного.

Главная комичность ситуации заключалась в назойливости консервного «спама», поскольку на протяжении 3-х с небольшим минут скетча слово SPAM упоминается 108 раз!

Кстати, когда Оруэлл в своём романе «1984» упоминал «розовые кусочки мяса», он описывал именно «SPAM».

Monty Python - Spam Song

Через некоторое время слово SPAM стало нарицательным, им стали называть всё, что навязывалось вопреки желанию, в частности различные проспекты и прочую макулатуру рекламного характера, которой забивали почтовые ящики. А уже потом этим термином стали характеризовать ненужную рекламную корреспонденцию, рассылаемую по электронной почте.

Компания Hormel Foods пытается защитить свою торговую марку в США и других странах, и судится с производителями продуктов SpamBop, Spam Arrest и Spam Cube.

Spam Cube — аппаратное устройство сетевой безопасности, блокирующее спам электронной почты, компьютерные вирусы и фишинг.
«Мы не возражаем против использования термина для описания нежелательного рекламного письма, хотя возражаем против использования термина spam в торговых марках и изображения нашего продукта в ассоциации с этим термином. По большому счёту, мы пытаемся предотвратить наступление дня, когда потребители спросят – А почему Hormel Foods назвала свой продукт как замусоренную почту?», — пишут представители компании на корпоративном веб-сайте.