СВЕТОФОР

На протяжении многих лет светофор служит нам вспомогательным механизмом, который регулирует движение, облегчает соблюдение дорожных правил, а самое главное – отвечает за нашу безопасность. Это изобретение стало настолько привычным для нас, что мы и вовсе позабыли, что когда-то этот прибор вызывал кучу вопросов и домыслов. Форма, размер, цветовая гамма — все это казалось чем-то необычным.

Кстати говоря, выбор известной палитры был не случайным: при подборе цветов создатели руководствовались множеством факторов, о которых мы бы хотели вам рассказать.

Photo by Lucas Zimmermann

Первый светофор в мире был изобретен Джоном Пик Найтом и установлен 10 декабря, 1868 года, в Лондоне, неподалеку от Британского парламента. Найт был специалистом в сфере железнодорожных семафоров, откуда и пришла идея о создании дорожного контролера. Прибор управлялся вручную, где днем использовались 2 семафорные стрелки, которые означали — в горизонтальном положении сигнал "Стоп!", а под углом в 45° — "Движение с осторожностью!". В ночное время суток на помощь приходили вращающие газовые фонари, излучающие зеленые и красные цвета.

Джон Пик Найт

К сожалению, данное изобретение потерпело неудачу, когда 2 января 1869 года газовый фонарь взорвался и ранил полицейского, регулировавшего светофор. Несмотря на это, идея регулировки улиц понравилась многим. Тем самым, первый трехцветный светофор появился на дорогах Детройта, когда в 1920 году Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис впервые в мире предложили использовать в светофорах три цвета, вместо двух.

Photo by Lucas Zimmermann
Photo by Lucas Zimmermann
Photo by Lucas Zimmermann

Одной из причин выбора известной цветовой гаммы стало утверждение психологов о том, что красный цвет в человеческом сознании всегда ассоциируется с бедой, опасностью, а зеленый — с защитой, успокоением и добром. Желтый же цвет изначально использовался вместо красного, так как в затуманенной и дождливой местности красный был плохо отличим. Но с появлением электричества и новых возможностей отражения света отпала необходимость использовать желтый как сигнал остановки. Поэтому этот цвет остался в качестве знака, предупреждающего о том, что необходимо приготовиться.

Photo by Lucas Zimmermann

Но при выборе трехцветной палитры для светофора руководствовались не только психологическими факторами, но и законами физики. Дело в том, что лучи света разных цветов по-разному распространяются в атмосфере. Так, лучи красного света — запрещающего — имеют наибольшую длину волны и расходятся с наименьшими потерями. В темное время суток и даже в тумане они видны на значительном расстоянии. Желтый свет распространяется хуже красного, но лучше зеленого. Он хорошо заметен и наиболее подходит для предупреждающего сигнала. К тому же, например, во время тумана зеленые лучи сильно поглощаются каплями, из-за чего свет может восприниматься как желтый, а желтый — как красный.

Photo by Lucas Zimmermann

Еще несколько интересных фактов о светофорах:

• Светофоры устанавливаются по расписанию, которое должно согласовываться с пиковыми часами движения. Города должны контролировать и обновлять расписания светофоров как минимум раз в два года, чтобы эти системы были эффективными.

• В 1910 году американский изобретатель Эрнест Сиррин ввел в Чикаго автоматический сигнал светофора без привычных нам цветов. В его версии дорожного контролера использовались две таблички, расположенные в виде креста, который вращался вокруг оси. На табличках было написано «Стоп» и «Продолжайте»

• В развивающихся странах современные светофоры имеют диаметр 8 или 12 дюймов и должны быть видны при любых погодных условиях и при любом освещении.

• В Лос-Анджелесе разработали амбициозный проект, благодаря которому удалось синхронизировать между собой все светофоры, когда горит красный свет. Это обошлось городу в более чем 400 миллионов долларов.

• Современные квадратные светофоры воспринимаются лучше круглых. Обычно в светофорах круг встроен в квадрат, из-за чего теряется площадь свечения и дальность. Раньше в светофорах использовались круглые лампы накаливания, отсюда и круглый дизайн, но современные устройства диодные, и площадь свечения неэффективно пропадает. А полностью квадратные светофоры проще и дешевле в производстве, более заметны и эффективны. Информативная площадь нового светофора возрастает на 40–50% из-за квадратной формы.